Действия ВТБ в связи с пандемией COVID-19Действия ВТБ в связи с пандемией COVID-19

В 2020 году мир впервые в новейшей истории столкнулся с реальной угрозой такого масштаба, как пандемия COVID-19, которая охватила все стороны жизни и затронула все страны и компании. В этот непростой период банковскому сектору предстояло сыграть особенно важную стержневую роль в поддержке экономики и граждан страны.










С момента начала пандемии ВТБ удалось в кратчайшие сроки радикально перестроить свою работу, перенастроить все ключевые процессы без потери эффективности и выйти на новый уровень обслуживания клиентов.

За первый месяц пандемии более 20 тыс. сотрудников в целях обеспечения безопасности были переведены на удаленный режим работы. Также решены задачи по организации быстрой дезинфекции помещений, поиску новых офисов для обеспечения безопасного режима работы сотрудников, отказу от бумажного документооборота и переходу на электронный формат обмена данными, в том числе и в работе с государственными органами.

Слаженная работа всех департаментов Банка позволила поддержать сотни тысяч людей по всей стране.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В рамках оказания помощи клиентам ВТБ предложил следующие решения:

Беспроцентные кредиты для выплаты заработной платы сотрудникам;


Специальные льготные продукты рефинансирования текущей задолженности;


Реструктуризация действующих кредитов как по основному долгу, так и по процентам и комиссиям;


Информационная поддержка предпринимателей через специальный раздел на сайте Банка vtb.ru/stayhome, где размещены ответы на актуальные вопросы по ведению бизнеса в условиях пандемии, собрана информация о продуктах и дистанционных сервисах, о выгодных предложениях партнеров;


Расширение онлайн-обслуживания: онлайн-резервирование расчетных счетов, полностью дистанционный прием документов от клиентов для открытия счетов и обновления сведений об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, онлайн-регистрация бизнеса, предоставление онлайн-сервиса для автоматизации закупок и продаж, подключение мобильного приложения «Цифра» для бухгалтерского и налогового документооборота.

Одной из наиболее масштабных программ помощи малому бизнесу стала программа государственной поддержки для малых и микропредприятий из отраслей, наиболее пострадавших в результате пандемии COVID-19.

По государственной программе беспроцентного кредитования на выплату заработной платы работникам от предпринимателей в ВТБ поступило более 9,8 тыс. заявок. Первые кредиты под 0% были предоставлены клиентам Банка на срок до шести месяцев, в дальнейшем срок финансирования был увеличен до 12 месяцев с частичным субсидированием процентной ставки на первый шестимесячный период. Всего по данной программе клиентам Среднего и малого бизнеса Банк одобрил кредиты на 26 млрд рублей.

Помимо участия в государственных программах поддержки в 2020 году ВТБ запустил новые собственные программы кредитования малого и среднего бизнеса, выдав кредиты на сумму более чем 93 млрд рублей.

Большим спросом у малого и среднего бизнеса пользовались программы реструктуризации: по ним поступило более 7 тыс. заявок. В этом направлении Банк работал как по собственным программам отсрочки и рефинансирования на срок до 10 лет, учитывающим индивидуальный подход к заемщику, так и по государственным программам снижения процентной ставки на 2/3 и предоставления кредитных каникул на полгодаВ соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 2020 года № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».. Общий объем одобренных реструктуризаций для малого и среднего бизнеса составил 230 млрд рублей.

В условиях распространения коронавируса компании малого и среднего бизнеса особенно нуждались в поддержке

Поддержка крупных работодателей

Важным направлением работы ВТБ в этот период была поддержка отраслей российской экономики и крупных предприятий, наиболее пострадавших от пандемии.

С начала апреля 2020 года реструктурированы сделки с крупными корпоративными клиентами объемом более 1,3 трлн рублей. ВТБ реструктурировал кредиты 75 группам компаний, что составляет 30% от общего числа предприятий, входящих в список системообразующих и имеющих кредиты в группе ВТБ.

Также ВТБ оказывал поддержку крупным предприятиям в рамках государственной программы кредитования на возобновление деятельности. Всего за время работы по государственной программе ВТБ оказал поддержку клиентам, рассчитанную на сохранение более чем 1 млн рабочих мест. В 2020 году оформлено 21 тыс. кредитных соглашений под 2% годовых на сумму свыше 92 млрд рублей. В случае сохранения численности работников более 90% кредитная задолженность по программе полностью списывалась. При сохранении численности более 80% государство возмещало банкам 50% задолженности заемщика.

Самолёт Аэрофлот

Финансовые решения для ПАО «Аэрофлот» во время пандемии COVID-19

ВТБ Капитал выступил в качестве единственного глобального координатора и букраннера в сделке по увеличению капитала ПАО «Аэрофлот» в объеме 80 млрд рублей.

В связи с закрытием границ из-за распространения COVID-19 значительно пострадал рынок авиаперевозок по всему миру. Российские и иностранные авиакомпании столкнулись с необходимостью рассматривать финансовые решения, которые позволят им поддержать бизнес, сохранить рабочие места и работоспособность инфраструктуры, чтобы возобновить полеты в полном объеме после снятия ограничений.

Размещение дополнительной эмиссии стало сбалансированным финансовым решением, которое позволило ПАО «Аэрофлот» привлечь средства для поддержания операционной деятельности, придерживаясь при этом оптимальной долговой нагрузки. ПАО «Аэрофлот» планирует использовать средства, привлеченные в ходе предложения, на общие корпоративные цели и снижение долговой нагрузки.

Данная сделка стала беспрецедентной для российского рынка как с точки зрения объема (по сути, компания увеличила количество акций в обращении более чем в два раза), так и с точки зрения структуры сделки.

В рамках сделки был соблюден баланс интересов всех сторон:

Компании, привлекшей необходимое количество средств;


Основного акционера в лице государства, которому не пришлось существенно увеличивать долю в компании;


Инвесторов, которые получили возможность принять участие в сделке через преимущественное право и публичное предложение с прозрачным и рыночным механизмом ценообразования.

Поддержка розничных клиентов

С первых же дней введения ограничений, связанных с распространением COVID-19, ВТБ сделал приоритетом поддержку граждан, попавших в сложную финансовую ситуацию.

Около 400 тыс. клиентов ВТБ получили кредитные каникулы на сумму порядка 300 млрд рублей. Эта мера была реализована как по линии государственных программ, так и ресурсами Банка.

Также ВТБ первым начал прием заявок по ипотечной государственной программе с льготной ставкой. Ею воспользовались уже более 63 тыс. семей на сумму свыше 198 млрд рублей. Программа стала эффективной мерой поддержки строительной отрасли и улучшения жилищных условий граждан.

Обеспечение бесперебойной работы банковской сферы

Важнейшей задачей ВТБ в период пандемии COVID-19 было сохранить привычные сроки и объемы банковских оборотов, чтобы не создавать препятствий для осуществления предпринимательской деятельности и обеспечения социальной поддержки граждан по всей стране. ВТБ удалось обеспечить работу всех самых востребованных клиентских сервисов и функций в полном объеме, в том числе переводов денежных средств внутри страны и за рубеж.

Доступность онлайн-услуг

Чтобы минимизировать число визитов клиентов в офисы Банка, ВТБ совершил рывок в направлении увеличения использования новейших технологий для развития собственных продуктов. В течение апреля 2020 года количество услуг, доступных клиентам через дистанционные каналы, существенно выросло. Так, стали возможными следующие услуги: дистанционное открытие счетов физическим лицам при помощи биометрии, подача заявки на отсрочку платежа по кредитным каникулам в чат-боте и онлайн-проведение ипотечных сделок.

Высокие стандарты бесперебойного обслуживания

Во время введенного в апреле 2020 года режима самоизоляции ВТБ приложил максимум усилий для обеспечения бесперебойной работы. Клиенты продолжили совершать привычные операции, при этом в дистанционных каналах сохранился доступ к полному спектру привычных услуг. ВТБ не прекратил выпуск, доставку и выдачу карт в работающие отделения Банка, а на счета клиентов продолжала зачисляться заработная плата и другие выплаты, удалось сохранить на прежнем уровне скорость и качество совершения операций по счетам клиентов Среднего и малого бизнеса.

В условиях введенных ограничений для приоритетной категории клиентов – участников внешнеэкономической деятельности ВТБ сумел обеспечить предоставление всех услуг с использованием дистанционных каналов обслуживания в установленные сроки: от принятия на обслуживание новых контрактов до оперативного осуществления валютного контроля по трансграничным переводам и проверки документов по сделкам. Эти меры оказались особенно важными для заключения договоров на закупку медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты.

Кроме того, многим компаниям, работающим с зарубежными партнерами, в сложившейся ситуации международной изоляции, частичного закрытия границ и появления новых барьеров для бизнеса потребовалась помощь в адаптации внешнеторговых контрактов. С этой задачей успешно справились наши эксперты валютного контроля.

Также Банк успешно выявлял и предотвращал мошеннические схемы, несмотря на заметную активизацию злоумышленников, которые начали использовать новые виды социальной инженерии и бин-атаки.

Сохранение территориальной доступности

Банк продолжил поддержку работы 15,5 тыс. банкоматов и 850 своих отделений по всей стране. Все точки продаж были поделены на несколько типов в зависимости от критичности сохранения бесперебойной работы в сложившихся эпидемиологических условиях. В основу ранжирования был положен географический подход: если в населенном пункте только одна точка продаж, критически важно обеспечить ее работу, если несколько, выбирались точки, выполняющие наибольший объем операций.

Благодаря своевременным и слаженным действиям удалось добиться сохранения непрерывной деятельности Банка во всех субъектах Российской Федерации. С целью профилактики распространения коронавирусной инфекции сотрудников каждого работающего офиса обеспечили всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки, кожные антисептики). Во всех офисах ВТБ была выделена разметка «Социальная дистанция 1,5 м». Клиентам ВТБ рекомендовали воздержаться от посещения офисов и воспользоваться дистанционными каналами получения услуг Банка.

Помощь в борьбе с пандемией COVID-19

Помимо оказания помощи гражданам и предприятиям в рамках своей операционной деятельности ВТБ выделил более 262 млн рублей на благотворительную поддержку медицинских учреждений и общественных организаций, борющихся с COVID-19.

Направления помощи в борьбе с COVID-19


Больница

Строительство и переоборудование больниц под нужды больных COVID-19

Маска

Закупка средств индивидуальной защиты для медицинских и социальных работников

Машина скорой помощи

Организация транспортировки больных и перевозки врачей

Лекарство

Закупка лекарственных препаратов

Средство связи

Обеспечение средств связи в образовательных и научных целях

Вопрос предоставления срочной медицинской помощи встал особенно остро весной 2020 года, когда количество заболевших людей в стране стало расти в геометрической прогрессии. В связи со сложившейся ситуацией ВТБ предоставил благотворительные средства общей суммой 262,2 млн рублей на осуществление 40 благотворительных проектов, реализуемых учреждениями здравоохранения и некоммерческими организациями в 21 регионе Российской Федерации.

Реализация проектов позволила обеспечить поддержку больных COVID-19, медицинских работников и незащищенных слоев населения.